Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Парижские катакомбы


Парижские катакомбы Общая протяженность сети извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем, по разным данным — от 187 до 300 километров. Здесь были карьеры еще во времена римлян, а когда кладбища Парижа переполнились, в 1785 году, туннели стали такими, как сейчас. С конца XVIII века в катакомбах были захоронены останки почти шести миллионов человек.


Ученым удалось установить, что первые катакомбы появились под территорией современного Парижа еще во времена античности. После строились новые здания и дворцы для знати и французской аристократии, для которых был необходим строительный камень, и протяженность катакомб увеличивалась с каждым годом, каждым десятилетием, каждым веком.

Начиная с XII столетия, когда начался бурный рост Парижа, в районе современного Люксембургского сада был добыт первый камень-известняк. Именно из камней, добываемых в этом месте, были построены самые известные памятники архитектуры французской столицы. К ним относится королевский дворец Лувр, собор Парижской Богоматери, а также Сен-Шапель. В те годы, когда велась разработка парижских катакомб, жилых строений над ними не было – эта территория не входила в черту Парижа, впоследствии город разрастался, и новые районы строились над подземными галереями.

Шли столетия, и предназначение катакомб изменилось – они стали использоваться как подземное кладбище, постепенно превращаясь в огромный некрополь. Согласно утверждению историков, в этом некрополе нашло последний приют гораздо большее количество людей, чем численность населения современного Парижа. Считается, что в подземном некрополе хранятся останки более 6 миллионов парижан, но в данном случае эти цифры являются весьма приблизительными, а точную статистику воспроизвести в точности невозможно. Некрополь парижских катакомб пополнился и в результате перезахоронения останков из многих средневековых кладбищ города, в 1785 году сюда был перенесен прах людей, которые ранее были захоронены на кладбище Невинных. После этого парижские катакомбы приобрели новое, ранее неиспользовавшееся название – их стали называть Городом Тьмы. Останками – костями и черепами были выложены стены и потолки подземных галерей без учета социального положения умерших. Кости рабочих, мещан и аристократов были плотно пригнаны друг к другу, и теперь они являются своеобразным декором подземных галерей, привлекая многочисленных туристов. Посещение подземелий связано с тайнами и загадками, мистикой и таинственностью. Среди костей находятся останки двух министров финансов эпохи Людовика XIV – казненного Фуке, и умершего в более позднее время Колбера, здесь покоится прах Робеспьера, Лавуазье, Дантона, Марата. В подземном некрополе похоронен и всемирно известный сказочник Шарль Перро, а также другие французские литераторы – Расин, Блез Паскаль, Рабле.

Подземные галереи парижских катакомб находятся на глубине, превышающей 20 метров, а большинство туристов, спускаясь вниз и направляясь в сторону окутанного легендами оссуария, об этом даже не подозревают. Недалеко от входа в подземелье до сих пор можно увидеть основание старинного акведука Аркёй, который с полной уверенностью можно назвать одной из достопримечательностей Парижа. На сводах катакомб до сих пор отчетливо видны следы проводившихся здесь работ, можно представить, как рабочие отделяли куски камня старинными несовершенными инструментами и сделать выводы о их нелегком труде. На стенах подземных галерей еще можно различить «черную черту» — специальную выдолбленную в породе линию, которая использовалась в качестве ориентира еще задолго до появления электричества. Теперь парижские катакомбы освещаются, что делает их посещение более удобным, безопасным и доступным для большого количества местных жителей. Рассматривая «черную черту», невольно сравниваешь ее с мифической «нитью Ариадны» — единственным способом выйти из древнего лабиринта.

Пройдя по узким подземным галереям, туристы попадают в более широкую часть парижских катакомб, называемую словом «ателье» — именно здесь добывалось основное количество камня для осуществления строительных работ. Эта часть катакомб сохранилась с древних времен практически в первозданном виде, а узкие столбы, подпирающие своды рукотворной пещеры, можно увидеть и сейчас. Подземный некрополь в былые времена был богато украшен скульптурами и барельефами, выполненными как точная копия украшений величественного дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов. К сожалению, прекрасные скульптуры не пощадило ни время, ни «черные археологи», занимающиеся грабежами подземного кладбища, в настоящее время от скульптурных композиций не осталось ничего. До наших дней сохранились только барельефы, выполненные искусным мастером Декюром – ветераном армии французского короля Людовика XV, ставшего впоследствии одним из первых рабочих специально созданной Главной инспекции карьеров. И только эти старинные барельефы напоминают о старинном декоре парижских катакомб.

Крепость Монсегюр- небольшое оборонительное сооружение, находящееся на одной из пиренейских вершин, о котором сложено множество мифов, легенд и преданий. Считается, что Монсегюр был последней цитаделью катаров после объявленного против них крестового похода и тайным хранилищем их несметных сокровищ, в том числе и священной чаши Грааля. После 10_месячной осады в марте 1244 года последние защитники (более 200 мужчин и женщин) сдали крепость, затем спокойно спустились с горы и с пением взошли на погребальные костры. Таким образом, считается, что все защитники Монсегюра погибли и некому было вывозить сокровища из крепости. Тем не менее никаких драгоценностей, включая и чашу Грааля, внутри так и не обнаружили. По одной версии, дюжина рыцарей вывезла чашу прямо перед глазами осаждавших крепость крестоносцев-католиков благодаря своей способности становиться невидимыми. По другой версии, само это место является "заговоренным” и сокровища тайных обществ смогут явиться только перед взором посвященных.

Еще одна интересная деталь подземных галерей – это таблички на пересечении проходов, на которых указаны названия улиц, расположенных над катакомбами, под важными общественными зданиями и католическими храмами и сейчас можно увидеть выбитую на стенах галерей лилию – символ Франции и ее королей. Первые таблички в галереях появились еще во второй половине XVIII столетия, а инициатором изучения катакомб стал французский король Людовик XVI. В те годы на территории Парижа было много входов-выходов в подземные галереи, здесь жили беспризорные, укрывались преступники, поэтому парижские катакомбы долгое время пользовались дурной славой.

Подземный некрополь – оссуарий находится под современными улицами д’Аламбер, Алле, авеню Рене-Коти и улицей Даре, а многие туристы, неторопливо прогуливаясь наверху по этим улицам, даже не подозревают, что под ними находится. Во время увлекательной экскурсии по парижским катакомбам туристы увидят и сам оссуарий, и много других подземных достопримечательностей – старинный алтарь, освященный служителями католической церкви, сам склеп и узкий тоннель, специально проложенный для подачи в подземные галереи свежего воздуха. Служащего и сейчас в качестве своеобразной вентиляции.

Экскурсионный маршрут по парижским катакомбам заканчивается посещением уникальной инспекторской галереи, которая расположена под улицей Реми-Дюмонсель. Главной достопримечательностью этой галереи является подземный колодец, с помощью которого в былые времена добывали известняк для французской столицы, а рассказ опытного экскурсовода словно переносит туристов на несколько веков назад, когда производилась разработка парижских катакомб.

С 1814 у парижских катакомб появилось еще одно назначение – их части использовали в качестве винных подвалов, пивоварен, в них устраивались склады, бары и кафе, а подземные галереи для многих стали обычным местом встречи. При этом протяженность туристического маршрута по парижским катакомбам не превышает полутора километров, а остальное остается за гранью непознанного.

Ольга Салий