Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Монте-Альбан


Монте-Альбан расположен в семи милях от города Оахака на возвышении, с которого открывается прекрас­ный обзор всей долины. В свое время здесь располага­лась столица народа сапотеков.

Загадочная религия сапотеков говорила о непосредственном про­исхождении людей от камней, деревьев и ягуаров. Они по­клонялись множеству божеств, одно из важнейших мест среди которых занимал бог дождя Косико, у них также су­ществовал мистический культ предков и умерших. Период расцвета этой загадочной высокоразвитой культуры пришелся на второе тысячелетие до н. э. По уровню знаний и достижений в сферах искусст­ва, архитектуры, математики и астрономии сапотеки весь­ма близки к ольмекам, древним майя и тольтекам.

Монте-Альбан расположен на искусственно созданном возвышении. В центре города раскинулась центральная пло­щадь — 55 акров, — окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на скло­нах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады. В Монте-Альбане были также обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории.
поле для игры в мяч

Поле для игры в мяч у сапотеков отличается от поля майя. Здесь нет каменных кругов, а сама игровая пло­щадка имеет форму заглавной I. Края поля поднимаются под наклоном вверх, что обусловлено, скорее, правилами игры, чем необходимостью создания зрительских мест. Предполагается также, что в отличие от майя игра не была связана с практикой человеческих жертвоприношений.

В городе сохранилось множество гробниц, увенчан­ных куполами и украшенных фресками. Такое оформле­ние, признанное самым совершенным во всем Западном полушарии, свидетельствует о высокой степени развито­сти культурной традиции его создателей.
барельеф в храме Дансантес

На стенах одного из храмов, Храма Дансантес (танцо­ров), представлены барельефы таинственных фигур, которые, по одной из версий исследователей, воспроизводят танцевальные па. Более поздние исследования привели ученых к мысли, что это изображение приносимых в жертву или уби­тых врагов. Существует также гипотеза, согласно которой это загадочное здание было больницей, а на стенах запечатлен своеобразный медицинский справочник, содержащий 150 иллюстраций всевозможных человеческих патологий, а также изображений женщин во время родов.

Другое здание, единственное во всем городе, никак не привязанное по своему местоположению к сторонам света, возможно, использовалось для изучения астрономии, соот­ветственно исследователи назвали его «обсерваторией». Стро­ительным материалом для него послужили около сорока резных плит из Храма Дансантес. «Обсерватория» сориен­тирована на точки захода созвездий Южного Креста, Альфа и Бета Центавры и на точку восхода звезды Капелла.

Расцвет Монте-Альбана пришелся на период с 500 г. до п. э. по 500 г. н. э. На пике развития города его население составляло 25 000 человек. Уникальная социальная струк­тура общества того времени подразумевала наличие четко выраженных классов. По своей сути это была теократия, подразумевающая ограниченную власть правителя и широ­кие полномочия для священников. Монте-Альбан одним из первых на территории Мезоамерики начал функциониро­вать как столица государства, став центром интеграции лю­дей всего района долин и местом организации и планирования их военной и экономической активности. На заключитель­ной стадии развития Монте-Альбана были налажены его связи с политически могущественным Теотиуаканом. При­чины упадка Монте-Альбана неизвестны. До нас дошли лишь сведения о том, что с течением времени сапотеки попали под влияние миштеков, которые позднее начали использо­вать бывшую столицу как место для погребений.

Сапотеки называли свой город Дхауя куч-о-Дауякач, или «Холм священного камня». Миштеки дали ему свое имя — Юкукуи, «Зеленая гора». Ко времени прибытия сюда испанцев это мистическое место окончательно опустело, поэто­му современное название происходит от имени испан­ского конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана (или Монтальбана).

Несмотря ни на что, здесь до сих пор можно встретить потомков майя, говорящих на языке сапотеков и пы­тающихся сохранить элементы древней культуры.