Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ирландия



Ирландия — третий по величине остров в Европе (после Великобритании и Исландии); западный из двух крупнейших Британских островов.

С востока омывается Ирландским морем а также проливами Св. Георгия и Северным, с запада, севера и юга — Атлантическим океаном.

Первые поселенцы поселились на острове примерно в восьмом тысячелетии до нашей эры. Бо́льшую часть острова (пять шестых его территории) занимает государство Республика Ирландия. На северо-востоке острова расположена Северная Ирландия, входящая в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.



Античная Ирландия носила название Гиберния ("зимняя").

К ирландской эпической традиции, дошедшей до нас в средневековых рукописях, относятся саги, которые условно можно поделить на четыре группы:

Мифологический цикл - один их четырех основных циклов ирландской мифологии, состоящий из прозаических и стихотворных текстов, а так же (псевдо)исторических хроник (Книга захватов, Анналы четырех мастеров, История Ирландии Джеффри Китинга). Мифологический цикл прослеживает предполагаемую историю Ирландии от её древних обитателей до библейского потопа, через серию вторжений до прибытия Милезианцев (Сыновья Миля или гойделы - народ, предположительно прибывший в Ирландию с Ближнего Востока), или гэлов, говорящих на гэльском языке, таких как например Туата Де Дананн, обладающие магическими силами.

Уладский цикл - собрание сочинений ирландской средневековой литературы, в основном героических саг.

Цикл Финна - истории о Финне Мак Кумале, провидце и мудреце, легендарном герое кельтских мифов III в.н.э.

Исторический цикл - предания о королях, правивший в III - VIII в.в.н.э.



Принято считать, что, до того как Ирландию завоевали гойделы, предки современных ирландцев, остров последовательно заселяли пять других племен:

Первыми обитателями Ирландии были 50 женщин и трое мужчин (Бит, Ладра и Финтан) во главе с внучкой Ноя - Кесайр, которым не нашлось места в Ноевом Ковчеге. Кесайр со своими людьми прибыла всего за 40 дней до потопа. За шесть дней до потопа она умерла в месте, которое якобы в её честь называлось Куль Кесрах в Коннахте (провинция на западе Ирландии). Все её остальные спутники погибли во время потопа, кроме Финтана, мужа Кесайр, пережившего ряд превращений, сначала в лосося, потом в орла и ястреба. Финтан таким образом стал свидетелем вторжений всех последующих волн переселенцев. После ряда превращений он дожил до исторических времен и рассказал историю своего народа. Он появляется вновь уже в христианизированных повестях как высший авторитет в вопросах исторической традиции.

Опустошенный потопом остров многие сотни лет оставался безлюден, пока, наконец, в Ирландию не прибыли Партолон и его спутники.
Вот как это случилось.

Через 278 лет после потопа прибыла новая волна завоевателей под началом Партолона, по одной из версий, изгнанного из Скифии за убийство своих родителей. Так же допускается, что Парталон родом с Запада, где по древним ирландским преданиям находилась волшебная Страна Мертвых (или Остров Блаженных). Предположительно Партолон происходит от имени Варфоломей, которое значит «сын того, кто останавливает воды». В те дни в Ирландии было только три озера, девять рек и одна равнина. Племя Партолона добавило ещё семь озёр. О создании одного из них, Лох Рудрайге, существует легенда, согласно которой для умершего сына Партолона, Рудрайге, выкопали могилу, но на её дне забил источник, наполнивший яму водой, и вскоре на этом месте разлилось озеро. Поднимая целину и занимаясь благоустройством Ирландии, народ Партолона создал ещё три равнины. Во времена Партолона многие вещи происходили впервые. Так его жена совершила первую супружескую измену в истории страны. Обнаруживший это муж, убил в гневе собаку супруги, и это было первым проявлением ревности в Ирландии. Оправдываясь перед мужем, жена Партолона обвинила его в случившимся. Она заявила, что «Оставлять одно с другим всегда опасно», имея в виду, мужчину и женщину (супруг уехал на рыбалку, оставив жену наедине со своим слугой). Так в Ирландии прозвучали слова первого приговора, названного «Правом жены Партолона». Так же племя Партолона изобрело рыбную ловлю, охоту и земледелие, построило первое жилище.



Через десять лет после прибытия Партолон выиграл первую в Ирландии битву — при Маг Ита — против фоморов (гигантские мифические существа, представляющие в ирланской мифологии темные силы хаоса), единственных среди всех народов Мифологического Цикла, не имеющих происхождения — они просто были.
Считают, что слово фоморы означает «подводные»; в любом случае фоморы всегда тесно связывались с морем: их короли всегда жили где-то за морем, недоступная стеклянная башня Конанда, одного из царей фоморов, находится «на острове посреди океана». Но вообще, фоморы были обитателями потустороннего мира Ирландии, являющегося как бы оборотной стороной ирландской земли. Интересно, что будучи чрезвычайно уродливыми во время своего пребывания на земле, фоморы кардинально преображались, возвратившись в свою невидимую обитель.  Таким образом, уродство фоморов можно объяснить их неспособностью полностью воплотиться в этом мире: какая-то часть этих существ всегда остаётся в мире Сиды (Ши) - потусторонния мир, населенный туатами (Туата Де Дананн).

Спустя триста лет после победы над силами зла, фоморами, 1 мая (Белтейн - "мияющий огонь", праздник начала лета) случилось странное, необъяснимое поветрие: неизвестная болезнь уносила жизни одного партолонца за другим. Понимая неизбежность своей судьбы, ирландцы собрались все вместе на равнине Сен Маг, чтобы живым было легче хоронить умерших. За семь дней болезнь унесла с собой жизнь всего племени Партолона: пять тысяч мужчин и четыре тысячи женщин.

Считается что холм, именуемый на картах Таллахт, располагающийся в окрестностях Дублина, известный в старину под названием Тамлехт Муинтре Партолайн (чумная могила племени Партолона) — то самое место погребения легендарного племени.

Через тридцать лет прибыл другой скиф (Страна Мертвых), Немед. Его имя означает "священный". С ним пришли четверо мужчин и четыре женщины. Он выдержал четыре битвы с фоморами, расчистил двенадцать равнин, возвел два укрепления, при нём излилось четыре озера. Когда он умер, его народ стали притеснять фоморы Еонан и Мор, заставляя платить тяжелую дань товарами и детьми. Народ Невида поднял против них восстание и разрушил Башню Конанна на острове Тори, неподалеку от берега нынешнего графства Донегал, а во время великой битвы с Мором море поднялось и затопило всех, кроме одного корабля, на котором спаслось тридцать воинов. Они покинули Ирландию и скитались по всем углам света. Невид и его народ жили в Ирландии 216 лет.

Иаборн, один из сыновей Невида, увёл своих людей на "Север Мира", где дал начало новому племени, Туата Де Дананн, так называемсые Пдемена богини Дану, тогда как второй сын, Старн увёл своих людей в Грецию, откуда его потомки вернулись в Ирландию, известные как Фир Болг.

Первым в Ирландия вернулось племя Фир Болт ("люди мешков"), которые не смогли ужиться с греками, желавших превратить их в рабов. По преданию, сделав плоты их мешков, Фир Болт приплыли к родным берегам 1 августа.

С приходом Фир Болг закончилась «аграрная» эра Ирландии: новые поселенцы не создавали новых равнин и озёр, как это делали два предыдущих племени ирландцев. Но именно эта раса начала политическое оформление страны и положила начало традиции священной королевской власти.

Самым заметным из правителей Фир Болг в легендарной истории был Эохайд Мак Эрк, взявший в жены Тайльтиу, дочь короля Страны Мёртвых (Скифия). Об Эохайде говорили, что «в его время не шёл дождь, только выпадала роса; не было ни одного неурожайного года». Кроме того, легендарная история страны утверждает, что именно этот король заложил основы правосудия в Ирландии. Именно «золотой век» Эохайда, видимо, и стал временем рождения убеждённости, что не только расцвет государства, но и урожайность земли зависят от хорошего короля.

Эра Фир Болг закончилась после того, как в Ирландию пришли Туата Де Дананн, Племена богини Дану. Коренные жители не приняли предложение новых переселенцев о разделе земель пополам, началась война. В ходе битвы при Маг Туиред (то есть «Равнина Башен») Фир Болг потерпели поражение, и власть над Ирландией перешла новому племени.

Но об этом подробней.


Туата Де Дананн происходят от сына Невида, Иаборна. Представителей этого племени называли богами. Их олицетворяли с потусторонним миром Сиде (Ши). Мир Сиде был невидимым, но средневековые источники олицетворяли этот мир со страной холмов, расположенной за морем. Условное нахождение "за морем" не мешало королям этой страны свободно перемещаться по свету и даже жить в Ирландии, на "оборотной" стороне страны.

Обычно Сид и реальный мир отделены друг от друга непроницаемой для человека преградой. Но сами туаты вольны покидать Другой Мир и забирать с собой людей, кроме того, два мира сближаются в ночь с 31 октября на 1 ноября, во время кельтского праздника Самайна (уборка урожая). Туман также является «пороговым» состоянием; в густом тумане два мира сближаются и переплетаются один с другим, поэтому в сказочных историях иногда волшебные существа появляются из тумана или таинственной дымки.

В саге «Плавание Брана, сына Фебала» Сид описывается как удивительный, неописуемо прекрасный мир, в котором нет старости и болезней, нет печали и скорби. Земля там плодородна как нигде, там диковинные цветы и деревья, там удивительный волшебный мир неги и наслаждения, будто разлитого в воздухе.

Время течёт там совсем не так, как в этом мире, если оно вообще течёт там.

Существуют сказания, рассказывающие о том, как человек, вернувшийся в Ирландию и Сиде, едва прикоснувшись земли, рассыпался в прах, так как время сова стало властным над ним, а на Земле оно уже давно истекло.

Одна из самых таинственных тем ирландской мифологии — любовь женщин Тир Тоингире к смертным мужчинам, которых волшебницы уводят за собой в Сид. Противостоять чарам этих дев не могут даже друиды.



Туата Де Дананн сравнивают с фейри и эльфами.

В загадочной стране, где они пребывали до прихода в Ирландию, этот народ изучал ремёсла, науки и тайную мудрость друидов, пока не превзошли в этих искусствах всех людей. Из родных краёв Туата Де Дананн принесли с собой четыре магических предмета, артефакта.

Первым магическим предметом было копье Луга (Spear Lúin, Spear of Lugh), которое всегда даровало победу своему обладателю.

Вторым — котёл Дагды: «Не случалось людям уйти от него голодными», — он был котлом изобилия, способным накормить любое число проголодавшихся. Котёл Дагды не отделим от копья Луга: первый должен быть наполнен кровью или ядом, затем в него следует погрузить копьё Луга, чтобы оно не уничтожило всех врагов.

Третий артефакт — меч Нуаду (Claíomh Solais, Claidheamh Solius, «Меч Солнца, Меч Света») : «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить».

Четвёртым магическим предметом был камень Фаль, камень судьбы, который начинал громко кричать, когда тот, кому суждено было быть истинным королём Ирландии, вставал на него.

Существуют две версии истории о прибытии Племён богини Дану. Более ранняя версия утверждает, что их в Ирландию принесли по воздуху тёмные облака, застилавшие солнечный свет в течение трёх дней. По второй версии, Племена богини Дану прибыли, как и все их предшественники, на кораблях, но сожгли их сразу после высадки на берег.

Когда они пришли в Ирландию, Фир Болг ещё владели этими землями. Магическое облако скрывало Племена богини Дану от глаз Фир Болг, но когда облако рассеялось, местные жители обнаружили, что северо-западная часть Коннахта захвачена неизвестными противниками. Тогда Фир Болг послали своего воина по имени Сренг в лагерь пришельцев. Те же выслали на встречу Бреса. Воины обменялись копьями. Копья коренных жителей были тяжелы, а копья Племён богини Дану — легки, но остры. Некоторые исследователи видят в этом противопоставление грубой физической силы и интеллекта.

Брес предложил Фир Болг поделить Ирландию поровну. В случае принятия предложения Племена богини Дану обещали дружбу и помощь в совместной защите земель от будущих захватчиков. Но коренные жители Ирландии отклонили это предложение, побоявшись, что если Племена богини Дану так легко получат желаемое, они могут впоследствии пожелать большего. Между двумя народами состоялось сражение, т. н. Битва при Маг Туиред, но пришельцы, обладающие многими волшебными способностями, победили. В итоге между племенами был заключён договор, по которому Фир Болг получали Коннахт, а Племена богини Дану — всю оставшуюся Ирландию.

До прихода в Ирландию Племена богини заключили союз с фоморами. Теперь же, когда после битвы с Фир Болг встал вопрос о том, кому быть королём Ирландии, кандидатура вождя Нуаду отпала, так как тот лишился руки, а по поверью увечный король не может привести страну к процветанию. (Со временем лекарь Племен богини Диан Кехт сделал для короля Нуаду серебряную руку, и потому стали его называть Нуаду Аргетлам - Нуаду Серебряная Рука. Позднее же Миах сын Диан Кехта нарастил на этой руке плоть и так исцелил Нуаду. После этого Нуаду вновь был провозглашен королем Племен богини Дану). Тогда женщины племени предложили кандидатуру Бреса, сына Элаты, одного из королей фоморов. Это должно было скрепить союз.

Но Брес оказался плохим правителем и был изгнан. Тогда со своей матерью он отправился к отцу, который направил сына к другому королю фоморов Балору, по прозвищу Дурной Глаз, взгляд единственного глаза которого мог убить.


Вместе с Балором Брес пошёл войной на Ирландию, чтобы вернуть себе власть. Состоялась вторая битва в истории Туата Де Дананн. Под ужасным взглядом огромного ока Балора пали многие отважные воины, но Луг, внук этого короля фоморов, сумел выбить смертоносный глаз камнем. В итоге захватчики потерпели полное поражение.

Третьей битвой в истории Туата Де Дананн была битва с Сыновьями Миля, предками современных людей, живущих в Ирландии. Битва состоялась приТаильтиу, в ходе неё погибли три короля и королевы Племён богини Дану, а также множество их воинов. Чтобы спастись от захватчиков, Племена богини Дану применили свои чары и набросили на себя покров невидимости. С тех пор существуют две Ирландии: земная и невидимая страна королей Племён богини Дану, недоступная людям.

Сыновья Миля или гойделы — пятое и последнее из племён, правивших Ирландией. Согласно ирландскому поверью Сыновья Миля являются предками современных людей, населяющих эту страну. 

Отце Миля - Биле - бог смерти ориентирует на то, что Сыновья иле пришли из Страны Мертвых. В Ирландию они добирались, пройдя Египет, Крит, Сицилию и Испанию.

В Испании один из гойделов, Бергон, построил башню. Однажды, ясным зимним днём, Ит, сын Бергона и дед Миля, посмотрев на запад, увидел в морской дали Ирландию. Ит был так очарован видением, ему так хотелось попасть в неизвестные земли, что, не внимая уговорам брата, уверявшего, что это не земля, а только облако, отправился с войском из ста пятидесяти человек к берегам Ирландии.

В то время страной правили три внука Дагды: короли Мак Куйлл с женой Банбой, Мак Кехт с супругой Фотлой и король Мак Грене ("Сын Солнца"), женатый на Эриу (женщина из племени тТата Де Дананн, мать Бреса).

Высадившись, Ит обнаружил, что король туатов, Нет, только что пал в битве с фоморами, и его сыновья пытаются поделить башню. Наследники приветствовали Ита, и попросили его высказать своё мнение, на что гойдел ответил: «Поступайте по справедливости, ибо земля, где вы живёте, прекрасна, она богата плодами и мёдом, хлебом и рыбой, и умерен здесь жар и холод». Короли расценили эти слова как виды Ита на Ирландию, поэтому они убили гостя. Гойделы смогли забрать тело убитого и доставить его в Испанию, где весь род Ита поклялся отомстить туатам.

В ту самую ночь, когда пришли гойделы, желающие отмщения, появилось новое озеро Лох Луигдех, названное в честь имени сына Ита, Лугайда. Здесь состоялась первая битва с Туата Де Дананн при горе Слиаб Мис, которая с тех пор считается несчастливой для Сыновей Миля. Далее гойделам пришлось сразиться с демонами, насланными чарами туатов.

После этого захватчики двинулись вглубь страны, где вначале встретили богинь Банбу и Фотлу, просивших гойделов назвать страну их именем, это было обещано обеим богиням. Но в центре Ирландии, захватчики встретили Эриу, которая обещала процветание стране, если новое племя даст её имя этим землям. Поэт Аморген, обещал это богине. Наконец, гойделы встретили и королей туатов, которые попросили трёхдневной отсрочки, чтобы решить, покинуть страну или дать бой. Гойделы согласились, но туаты просили захватчиков на кораблях отойти от Ирландии за «девятую волну», чтобы их приход через три дня не был неожиданностью для ирландцев. Сыновья Миля согласились и на это.

Однако это была уловка со стороны Племён богини Дану. Когда через три дня гойделы поплыли обратно к берегу, друиду туатов отвели глаза Сыновьям Миля, и те видели только крутые скалы взамен берегов.

Кораблям пришлось трижды обогнуть остров, прежде чем гойделы смогли-таки найти место для высадки. Но тогда туаты подняли бурю, а туман скрыл остров от глаз Сыновей Миля. Корабли заблудились. Желая выяснить, естественная это буря или вызванная чарами, младший сын Миля, Эреннан, взобрался на самую высокую мачту, но, не удержавшись, упал с неё. Правда, пока он падал, он успел крикнуть «Наверху бури нет», а значит, буря была не естественного происхождения. Тогда Аморген запел волшебную песню, обращённую к земле Эрин, и буря стихла.

После всех невзгод и препятствий Сыновья Миля высадились на берегу и дали сражение туатам при Таильтиу, в котором погибли три короля и королевы Ирландии. Оставшийся народ туатов под предводительством Мананнана скрылся под покровом невидимости в потустороннем мире Сид от захватчиков, но Ирландию Племена богини Дану так и не покинули. Интересно, что при туатах в потустороннем мире обитали фоморы. Теперь сами туаты стали аналогом фоморов для Сыновей Миля: из их числа некоторые гойделы берут себе жён, туаты провоцируют раздоры и управляют тем, что порождает земля Ирландии.